Кружок "АБВГДейка"

Воспитатель высшей категории Баджи Надежда Ивановна.
Воспитатель высшей категории
Баджи Надежда Ивановна

Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные,  согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.

Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу – развитие звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков.

 На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Вот почему им предлагаются веселые стихи, загадки, стихи, игровые упражнения с буквами и звуками, что делает обучение интересным. Работа по данной методике предусматривает обучение звукобуквенному анализу детей 5 –6 лет на материале алфавита, однако последовательность  изучения отличается от школьной (традиционной) она заимствована у  Е. В. Колесниковой для второго года обучения и  Жуковой для обучения первого года обучения.

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных  А, О, У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце; и обозначаются  - красными  квадратами.  Дети первого года обучения далее знакомятся с согласными:М,С, Х, Р, Ш, Н, так как они хорошо «тянутся- пропеваются» и их легко можно соединить с гласными в обратных и прямых слогах (а-м-м,  м-м-а ). Затем переходят к чтению коротких слов: мак, оса, сам, сом, муха…и.т.д.

 А  дети второго года обучения знакомятся с  согласными ( Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар). По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат (мама, мыло). Далее дети переходят к чтению коротких предложений (МАМА, СОМ. МЫ МАЛЫ.) и знакомятся с графическим изображением предложения.  На занятиях часто используются  «файлы», специально подготовленные задания для автоматизации навыков слияния букв, слогов и слов. А также на занятии используются дидактические игры: «читайка», «раз словечко, два словечко»,  «подбери слово», «закончи слово», «предложения», «слова потерялись» и.т.д. Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить звуковой анализ слова.

          В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Все занятия проводятся в доступной игровой форме.

Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.

     Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

Звуки окружающего мира;

Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);

Гласны звуки;

Согласные звуки (без классификации);

Согласны твердые и мягкие;

Согласные звонкие и глухи.

  Параллельно даются понятия:

Слово;

Слог;

Предложение;

Заглавная буква;

Вопросительное предложение;

Ударение.

Программа занятий

У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте и

формируются предпосылки для этого. Данная программа призвана решить проблему правильного раннего обучения грамоте.  

Исследования лингвистов, психологов, педагогов (JI.A. Венгер, С.В. Мухина,

Д.Б. Эльконин и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее

восприимчивы к обучению грамоте, т.к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определенный опыт по раннему обучению дошкольников чтению (Г. Доман, Н.А. Зайцев, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, П.В. Тюленев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.).

Обучение грамоте носит  общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

         Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.  Поэтому своевременная  работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie